Впитывающий разум ребенка запечатлевает все наши телодвижения, слова, настроения... навсегда! Осознавая эти факты, любящий родитель особое внимание уделяет наблюдению своей речи.
Речь взрослого несёт для ребенка очень много различных импульсов: здесь и энергетическая составляющая (громкость, темп, манера), и содержательная (о чём говорят), и эстетическая (как говорят). И есть еще очень важная характеристика содержания речи взрослого. Это - соотношение отрицания и утверждения.
Ведические каноны воспитания предписывают нам исключать слово "нет" в отношениях с ребёнком, так как маленький человек не оснащён внутренней системой для принятия отрицания. Если ребёнок часто слышит: "Не делай этого, не трогай!", "Не туда!", "Нельзя! ", "Нет, нет, нет!", он обретает тенденцию прибегать к насилию и сопротивлению.
Родителям нужно по возможности соглашаться с желаниями ребёнка или стараться не создавать их, потому что даже взрослым людям трудно говорить себе "нет"!
Замечено, что, если речь родителей меняется в сторону позитивности, утверждения, у детей прекращаются необоснованные вспышки гнева, капризность, плаксивость.
Интересное замечание по данной теме мы находим у Марии Монтессори на страницах " Впитывающего разума" (с. 264-265): "Десять заповедей Ветхого Завета "Не убий", "Не укради"... представляют собой отрицание посредством закона, которое нужно было людям, поскольку они еще были тёмными, и разум их был смущён. Но в Новом Завете Христос, как и дети, даёт позитивные заповеди, такие, как "Любите врагов ваших" и, далее: "Когда мы говорим "не убий", мы концентрируем своё внимание на том зле, от которого хотим себя оградить, как если бы доброта была невозможна."
![](http://montessori74.ru/uploads/posts/2013-05/1368694636_rebenok_akrobat.jpg)
Итак, становится понятно, что если мы хотим избежать нежелательного действия, проявления ребёнка, нужно, минуя запрет, отрицание, сразу дать ему направление для правильного действия: "Можно играть здесь!", "Смотри, этим мы занимаемся вот так ...", "Я вижу, ты хочешь...", "Можешь...", "Предлагаю…" И непременно нужно в начале утвердительной фразы называть ребёнка по имени и внимательно смотреть ему в глаза! И даже там, где запрет ради безопасности ребенка необходим, речь все равно может оставаться позитивной и энергетически ёмкой: "Ваня!" (с побуждением остановки движения), "Стоп!", "Стой!"
Конечно, в разных ситуациях мы можем вести себя по-разному - важен баланс в соотношении разных влияний. И если мы будем помнить, что в возрасте от 0 до 6 лет ребёнок глубоко и чувственно переживает Вселенную, Жизнь, что от качества этих переживаний зависит всё его дальнейшее мировосприятие, если мы будем своевременно обращаться к потенциалу бесконечно мудрого и любящего родительского Сердца, тогда наши дети непременно будут Щедрым Источником Мира и Радости для всех, кто их окружает.