Детский рисунок

    Детский рисунок изучается взрослыми уже более 100 лет. Чем же так привлекают детские «каракули» мудрых учёных?

 

   Во-первых, все дети проявляют повышенный интерес к рисованию. Во-вторых, рисунки, созданные детьми, по своей структуре  сильно отличаются от изображений «рисующих» взрослых. Детский рисунок изменяется по мере роста ребенка, в  соответствии с его развитием. Кроме того, все дети проходят в рисовании одни и те же этапы, в связи с чем в рисунках разных  детей очень много похожего. И всё это – независимо от расы, национальности, религии, культуры, социального положения и  т.д., т.е. развитие спонтанного рисунка происходит по одним законам, что позволяет нам сделать вывод о том, что рисование    – это потребность, присущая человеку от природы.

   Какие же потребности реализует ребенок через рисование?

 

 

Оставление следа


  Какое значение для человека имеет оставление своего следа? Прежде всего, это подтверждение своего существования. Совсем маленький ребенок знает о своём существовании только по реакции взрослого на него. «Я мыслю, следовательно я существую» - это уже логическое построение взрослого. Ребенку такое построение ещё недоступно. Пока что он ощущает, что на него смотрят, его берут на руки, откликаются на его плач, а значит – он есть в этом мире, раз мир реагирует на него. И вот ребенок замечает, что он может оставлять след. А что это значит? А это значит, что он есть, ведь несуществующее не

оставляет следов.

  Кроме того, своим следом ребёнок обозначает свою территорию. Это уже не просто «Я есть», это уже «Я есть в этом месте», «я здесь живу». Это когда ребенок рисует на стенах и на полу в разных частях квартиры, или когда раскладывает свои рисунки по квартире, напоминая себе и заявляя окружающим, что он имеет право находиться на этой территории.

  Если рисунки ребенка не выбрасываются, а хранятся, то спустя какое-то время он может увидеть их и почувствовать, что он есть не только прямо сейчас, но был и вчера и позавчера и ещё раньше. Это помогает ему ощутить время и в дальнейшем придти к ощущению, что он будет и завтра, и послезавтра и дальше.

  Посмотрите вокруг, как сильно изменился мир с тех пор, как мы вышли из пещер, перестали подстраиваться под мир и начали перестраивать мир под себя. Изменение мира, создание того, чего раньше не было – это и есть акт Творчества, и первое действие человека в роли творца – это оставление своего материального следа.

 

Упорядочивание своих знаний о мире

 

  С самого рождения ребёнок познает мир. Он знакомится с предметами, живыми существами и явлениями, окружающими его. В его голове возникает множество представлений о мире, которые нуждаются в упорядочивании. Однако словарный запас отстаёт от этой потребности, и тут на помощь ребёнку приходит рисование. Он рисует не то, что видит, а то, что знает. От первых простейших знаний: «у человека есть голова и ноги, постепенно усложняясь: «на глазах ресницы»,  до целой картины мира: «внизу земля, вверху небо, всё остальное между ними».


Коммуникация


  Приходит время, когда у ребёнка возникает потребность рассказать о чём-то, но зачастую к этому моменту речь ещё недостаточно развита, и навык последовательного изложения истории ещё не сформирован. Тогда ребёнок «рассказывает» с помощью рисунка. Это своего рода рисуночное письмо – способ передать информацию на расстоянии (другому человеку) или сохранить описание какого-то события во времени.


Эмоциональная включённость


  Что становится объектом рисунка ребёнка? Только то, что для него важно. Он никогда не рисует всё подряд и абы что. Он выделяет из окружающего мира и прилагает усилия к изображению только того, что в данный момент для него важно, к чему он как-то относится. И его отношение к объекту всегда присутствует в рисунке. И здесь рисунок может выполнять две функции: просто отражать своё отношение к объекту, как бы фиксировать его в своей картине мира или проживать какую-то эмоцию (например, страх) и перерабатывать её, таким образом сам себе оказывая «терапевтическую» помощь.

 

Этапы развития рисунка

 

  Все исследователи делят развитие детского рисунка на два больших периода – доизобразительный и изобразительный.

 

  Доизобразительный период – это так называемая стадия каракулей.  Эту стадию также можно разделить на более мелкие ступени:

 

1. Случайный след.


 Ребёнка скорее интересует сам карандаш, чем возможность оставить след. Он изучает карандаш с помощью органов чувств, производит какие-то манипуляции с ним (грызет, трясет, вертит, стучит) и нечаянно задевает пишущим концом бумагу. Появляется след. Ребёнок может даже не сразу его заметить и не связать касание карандаша бумаги и появившийся след.


2. Намеренный след.


 Ребёнок замечает след, обнаруживает связь его с карандашом и начинает повторять те действия, которые привели к появлению следа. Он интересуется уже именно оставлением следа. Каракули на данной ступени не имеют смысла и ничего не значат. Ребёнок не замечает границ листа, рисует с размахом. Это скорее не изобразительная, а двигательная активность.


3. Освоение ограниченного пространства.

 

Ребёнок замечает границы листа и учится контролировать движение своей руки так, чтобы вовремя остановить размах или завернуть линию. Каракули по-прежнему ничего не значат.


4. Осмысление нарисованного.

 

 Однажды среди своих каракулей ребёнок замечает одну, вызвавшую ассоциацию с каким-то предметом. Это большое открытие для него – оказывается, каракули могут что-то обозначать! И тогда он начинает искать какие-то похожие черты и придавать смысл уже нарисованному. На этой ступени реального сходства с предметом нет. Ребёнок забывает, какой именно предмет он увидел в этой каракули, и в следующий раз может придать ей другой смысл.


5. Реализация замысла.

 

 Теперь ребёнок сначала задумывает, что будет рисовать, а потом рисует. Фактически, это уже начался изобразительный период, хотя традиционно эту ступень относят ещё к доизобразительному периоду. Дело в том, что если ребёнок не озвучивает свой замысел перед рисованием, то взрослый не может судить о том, рисует ли он задуманное или придаёт смысл нарисованному. На этой ступени предметы уже более похожи на реальные, хотя это может быть неочевидно для взрослого, т.к. взрослый ориентируется на зрительный образ, а ребёнок часто опирается на двигательный опыт. Это всё ещё рисунки, требующие комментария автора.

 

  На следующей ступени ребёнок выделяет и изображает значимые признаки предмета – те признаки, по которым предмет можно узнать. Но это уже безусловно изобразительный период.


  А с точки зрения зрительно-моторной координации стадия каракулей проходит в три этапа:

1) Хаотические каракули.

Это самые первые каракули, могут сохраняться также на 2 и 3 ступенях.

Детский рисунок

Детский рисунок

2) Ритмические каракули. Могут появиться уже на 2 и 3 ступенях, присутствуют на 4 и 5 ступенях.
3) Замкнутые каракули (формы). Могут появиться на 4 и 5 ступенях, присутствуют в стадии «головоногов».
Детский рисунок

 

  Путь от начальных штрихов до первых изображений, занявший у первобытного человека десятки тысяч лет, у ребенка имеет очень короткий отрезок: в 3–3,5 года он переходит к следующему периоду — изобразительному. Его началом условно можно считать момент, когда у ребенка вначале возникает «замысел»  нарисовать что-либо. И лишь затем производится сам рисунок.

  Однажды по случайной удаче из каракулей возникает нечто похожее на образ, на предмет или на человека. Момент по своей значимости соотносимый с произнесением первого осмысленного слова или первого шага. Рука ребенка впервые смогла вывести на бумаге или на грифельной доске уже давно существующий в его сознании образ – образ ЧЕЛОВЕКА!

  «Библия говорит о том, как Всевышний закончил творение созданием человека. Поворачивая ход событий вспять, дети начинают свое творчество с создания человека» (Коррадо Риччи. I Arte dei Bambini).


   Сначала дети рисуют не себя, не папу или маму – они изображают человека «вообще», просто человека.

  В возрасте 3,5 лет ребенок чаще всего рисует круг или овал, представляющий в большинстве случаев лицо, так как лицо ребенок воспринимает в качестве наиболее важной части фигуры. Непосредственно к голове ребенок присоединяет ноги, так возникает известный рисунок головонога. Постепенно к нему добавляются отдельные детали, например обозначение глаз. Тогда же, около 3,5 лет, прибавляется изображение рук (в виде прямых палок), присоединяющихся либо к голове, либо «растущих» из того же места, что и ноги.

  Рисунок туловища возникает позже, обычно около 3,5 - 4 лет. Первым признаком туловища бывает вертикальная линия между головой и ногами. Иногда туловище представлено в виде второго круга (затем овала), расположенного под кругом, обозначающим лицо.

   Дальнейшее развитие детского рисунка характеризуется постепенным уточнением деталей картинки.


 


 

  Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение. 


                                                                        Монтессори-клуб "Выше Радуги"