Я расту выше радуги: Монтессори в Челябинске

Я расту выше радуги: Монтессори в Челябинске       Источник: cheldoctor.ru 
22 сентября 2010

Я расту выше радуги: Монтессори в ЧелябинскеКак вы думаете, чего больше всего на свете жаждет малыш? Не поверите – работать. Нет-нет, отодвиньте в сторону ваши «взрослые» представления о ежедневном заколачивании денежных знаков. Дети работают не меньше нас, взрослых, но иначе. Представьте, как это непросто, но интересно – познавать огромный мир вокруг себя! Узнать, почему вода в стакане мокрая, а мыло скользкое, куда прячется солнце и утекает песок, зачем нужен совок и метелка, как правильно забить гвоздь и сделать украшение в подарок другу – это и есть самый увлекательный и радостный труд для нового человечка. Как помочь ребенку не растерять это живое любопытство, сохранить способность удивляться и радоваться всему новому в сознательном возрасте? Ответы на эти вопросы знают монтессори-педагоги Олеся Астафьева и Елена Тихонова, работающие с детьми разных возрастов в монтессори-клубе «Выше Радуги».

Кстати, если уж говорить о знаниях – чему бы вам хотелось научить ребенка до школы? А в школе? А после школы что ему пригодится из выученного, знаете? Первоклашки уже корпят за учебниками и тетрадками, но вашему ребенку еще только пять или шесть лет. Или даже четыре. Всего пять или уже пять? Нужно ли его чему-нибудь «перед школой» научить или нет? Какие навыки понадобятся ему в первом классе?

Из этих родительских вопросов и «родилась» в монтессори-клубе «Выше Радуги» группа «от 3 до 6 лет».

 

 

Спрос рождает предложение

Я расту выше радуги: Монтессори в ЧелябинскеИзначально клуб состоял из двух площадок в разных районах города, предназначенных для занятий с детьми от 10 месяцев до 3 лет. Работа с детьми по системе М. Монтессори имеет свою специфику, в чем убеждается всякий родитель, пожелавший заниматься со своим ребенком по этой методике.

«Что касается достижения каких-то конкретных результатов, которыми обычно взрослые измеряют ребенка: сколько он знает цветов, выучил ли он алфавит, умеет ли считать до десяти – такой цели у нас нет, – поясняет монтессори-педагог Елена Тихонова. – В группе «от 0 до 3 лет» ставится задача помочь детям сосредотачиваться, концентрироваться, уметь доводить начатое дело до конца, поддерживать чистоту вокруг себя, взаимодействовать друг с другом на доступном возрасту уровне. Для родителей это возможность увидеть, куда направится в своем развитии ребенок и как его поддержать в этом. Развитие, внутренний рост ребенка проявляется не по щелчку – а вот вам фокус, але ап! – а в каких-то очень простых, и для взрослого человека, может быть даже наивных, очевидных вещах. Ребенок попросил о помощи, собрал и положил игрушки на место – сам! Задвинул за собой стул после окончания занятия, помог приятелю найти место для материала на полке, уважительно обошел его рабочий коврик, три минуты наблюдал за работой другого ребенка, ползанятия посвятил изучению геометрических тел… Это и есть развитие с точки зрения монтессори-педагогики».

В проекте было и создание групп для детей старшего возраста, но текущая работа все время отодвигала реализацию грандиозных планов. «Родителям непросто организовать свой день так, чтобы прийти к 9:30 на занятия и посвятить два часа только ребенку несколько раз в неделю, – рассказывает монтессори-педагог Олеся Астафьева. – Это требует определенных усилий. А надо еще помнить материал, быть в контакте со своим ребенком – не просто «сдать» его на занятия, а работать вместе. Не все оказались к этому готовы. Но те родители, кто проникся духом системы, увидел результаты, стали просить продолжения – группу «от 3 до 6 лет». Да, задача по подготовке и запуску площадки для старших деток стояла с самого начала, но это могло затянуться. А тут нас буквально поставили перед фактом: мы хотим к вам, в группу «от 3 до 6 лет».

И клуб «подрос».

 

 

Само собой учится
Школы бывают разные. Если речь идет о поступлении в специализированный лицей или гимназию, где от ребенка требуется определенный набор навыков – читать, писать, знать азы языка, например, какие-то математические знания, то для этого существуют центры при этих школах, где натаскают на эти навыки. Есть школы, где сами учителя говорят: «Не надо ребенка специально готовить, иначе чем же он будет заниматься в начальной школе!». Сразу скажем – монтессори-педагогика находится в стороне от этих дискуссий. «Мы видим из практики, что дети жаждут полезной деятельности, – делится Олеся. – Моя дочка как-то пришла и сказала: «Мам, можно я больше не буду ходить в садик, потому что мне там нечем заняться. Только гуляй, ешь и спи». Конечно, занятия были, но ведь ребенок говорил о своих ощущениях! Ей этих занятий было явно недостаточно. Так она намекала мне, что пора открывать группы от 3 до 6 лет».

«Подготовка ребенка к школе не является нашей первостепенной задачей, – отмечает Елена, – он научится всему необходимому, но знания придут к нему «сами собой», и только тогда, когда ребенок будет к этому готов». В каждый момент времени ребенок испытывает потребность в различных знаниях: ему интересны письмо, чтение, счет, явления природы, и созревает этот интерес к 4-5 годам. Надо ловить момент интереса, тогда обучение ему дастся легко.

На занятиях по системе Монтессори каждый ребенок продвигается до своего собственного уровня в постижении тех или иных знаний. Если речь идет о математике, то для кого-то достаточно уметь считать до тысячи и записывать четырехзначные числа, а кто-то изучает состав числа, дроби и арифметические действия. Но занятия по математике совсем не похожи на скучную зубрежку «один плюс один – два, один плюс два – три…» – ты можешь потрогать единицу и тысячу и ощутить колоссальную разницу между ними, можешь узнать, какой цвет скрывается за выражением «7-2» и раскрасить им щенка, а также записать все возможные комбинации разделения 10 шариков по двум ячейкам. «Почувствуй это!» – такой призыв исходит от всех монтессори-материалов, все знания проживаются ребенком, а не механически заучиваются. А если малыш выбирает не математику, а чтение? Что ж, в добрый путь! Но сначала он познакомится с шершавыми письменными буками и научится писать, и только после – читать. То же происходит и с другими областями познания – кому-то достаточно изучить очертания материков, а кто-то непременно хочет знать, какие там живут животные и у какой страны какой флаг.

Занятие «у старших» – в группе «от 3 до 6» – проходит следующим образом. Ребенок приходит к началу занятий вовремя, и это очень важно. «День начинается с приветствия и разговора о погоде, – рассказывает Олеся. – Дети называют число, месяц, день недели, вспоминают время года, обсуждают погоду: пасмурно за окном или ясно, есть ли облачность. Иногда на кругу слышно: «А у меня сегодня сильный ветер!» Педагоги помогают оценить природные явления объективно: ветер назовем сильным потому, что деревья к земле клонятся, а не потому, что Васе так захотелось».

«Это важно, чтобы ребенок отслеживал, насколько мир вокруг нас разнообразен, изменчив, огромен, – подчеркивает Елена. – Дождь – это вода, и снег – вода, и град, и лед на речке...Я расту выше радуги: Монтессори в Челябинске

Каждый понедельник у нас – день радостных встреч. Мы рассказываем друг другу, что интересного произошло в выходные. Для детей это возможность и себя показать – выступить: опыт публичного выступления, и открытие целого мира – есть вчера, сегодня и завтра, есть будние дни и выходные. Навык ориентации во времени дается детям непросто, к тому же надо так выстроить свою речь, чтобы было интересно, красиво! Еще существуют так называемые «Поэтические чтения», где каждый ребенок опять-таки получает свою «минуту славы», развивая при этом свое ораторское искусство, умение перед выступить перед слушателями. Важно, что материал для «Поэтических чтений» дети только вначале готовят с помощью родителей. Постепенно подготовка к занятию целиком возлагается на самих детей – а это развитие ответственности, самоконтроля, планирование собственного времени, умение работать с разными источниками информации. Последнему навыку у нас почему-то учат только в вузах!»

Поговорили о текучке, прислушались к прекрасному? Дальше – уборка! «Дети могут помыть пол, протереть чистой салфеткой материал, поухаживать за цветком, помыть посуду или зеркало, постирать полотенце или свои носочки, погладить на настоящей доске настоящим утюгом настоящие салфетки,– продолжает рассказ Олеся. – Убираясь, дети не просто наводят чистоту. Здесь также оттачивается умение подготовить свое рабочее место, появляется возможность настроиться на занятие, вспомнить подзабытый материал. Уборка занимает всего 15 минут, но это как мини-медитация для детей, зачастую излишне возбужденный малыш успокаивается, помыв пару тарелок, и уже готов к работе с материалом».

После уборки наступает время свободной работы. Дети самостоятельно выбирают материал для работы из любой зоны, будь то математика, языковая зона, сенсорика или упражнения практической жизни. Они переносят его на коврики или столы, работают с ним, затем убирают на место – непременно аккуратно прибранный. Вот ребенок выбрал незнакомый для себя материал. Для того чтобы узнать, как с ним работать, он может обратиться к педагогу или старшим детям. На свободную работу уходит два-два с половиной часа. Если ребенок устал, он может сменить вид деятельности либо выйти в двигательную зону. Шведская стенка, батут, баскетбольное кольцо, веревочная лестница – есть все, что нужно для активного отдыха и движения.

«Можно повисеть, попрыгать на мяче, просто полежать на мате и таким образом привести свои мысли и ощущения в порядок, – поясняет Олеся. – В конце занятий – 15 минут всеобщего ликования: дети успевают набегаться, напрыгаться, поссориться и помириться, придумать игру, поиграть в нее и тут же придумать новую. Все это обязательно под наблюдением взрослого: либо педагога, либо его ассистента. И отведенного времени достаточно: дети сами постепенно возвращаются к занятиям».

Существуют и другие виды уроков – «Ходьба по линии» и «Урок тишины».

Линия – это тонкая полоска, начерченная на полу, с ее помощью дети осваивают разные виды ходьбы, а заодно опять-таки учатся контролировать себя и уважать своего ближнего. Один придумывает, как идти – все повторяют. Лидером успевает побыть каждый, но важно – варианты ходьбы не должны повторяться! Это тоже отдельный труд – запомнить, что было до тебя, и придумать свое. При этом никто никого не обгоняет и не толкает. Это важно в жизни – быть в контакте с людьми, но никому не мешать.

Урок тишины помогает ребенку услышать себя и окружающий мир. Дежурный ставит песочные часы, все замолкают, закрывают глаза и сидят неподвижно, слушают: вот капает вода из крана, едет вдалеке машина, летит птица за окном, а вот дышит кто-то, и даже сопит. Высший пилотаж для ребенка – суметь услышать звуки своего тела: дыхание, сердцебиение.

«В конце занятия мы говорим о том, что происходило, что понравилось, что нет, – добавляет Елена. – Или разбираем конфликт: пытаемся понять, что произошло, что почувствовал каждый из участников, как надо было поступить и почему». Тем самым дети понимают, что у каждого есть эмоции, чувства, они учатся их проявлять, уважать в другом человеке.

Интересными и очень волнующими для детей становятся беседы о том, кто я такой, где я живу (мой дом, мой двор, моя страна), кто обитает в морях, где живет колибри и как устроен вулкан. В такой беседе все дети имеют возможность высказаться, поделиться своими знаниями и опытом.

– Смотрите, за окном туман! – радуется своему наблюдению Миша.

– Туман? Действительно! А что это такое туман? – педагог подкидывает щепки-вопросы в разгорающийся костер обсуждения.

– Я знаю, что это. Это когда вода в воздухе висит, – вступает Юля. У Юли всегда есть ответ на любой вопрос.

– Это не просто вода висит! Это капельки! – поправляет любитель точных формулировок Максим.

– А я один раз видела туман над озером, – делится Варя…

 

 

Кубики, шарики, скляночки

Все, что используется для занятий в монтессори-клубе «Выше Радуги» – классический обучающий материал системы. Он был создан более ста лет назад Марией Монтессори, а в начале 20 века адаптирован к российской культуре Юлией Ивановной Фаусек. «Занятия по системе Монтессори – прежде всего индивидуальные, – объясняют монтессори-педагоги, – но важно, что дети занимаются в коллективе. И чем больше детей, тем эффективнее работа каждого из них. Очень многое зависит и от подготовленности педагога. От подачи материала зависит, будет ли он востребован, либо запылится на полке».

Сколько времени группе понадобится на то, чтобы стать коллективом, также зависит от мастерства педагогов. Они помогают адаптироваться новому ребенку, сплачивают детей, поддерживают атмосферу дружбы.

В каждой группе всего – 20 человек, на группе одновременно работают два педагога и один ассистент. Дети поступают не все сразу, а постепенно. Новый ребенок приходит в группу после того, как закончится адаптация у предыдущего. «Мы исходим из индивидуальных особенностей ребенка: одному надо прийти в работающую группу, чтобы был сформирован дух коллектива, тогда ему будет легче, – отмечает Елена. – Другому нужно прийти первым: кто-то рождается сосредоточенным, целеустремленным и может сразу идти в глубину материала и может быть примером для других. Мы считаем, что меньше трех раз в неделю заниматься по системе Монтессори бессмысленно, в наши группы дети ходят либо три, либо пять раз в неделю. Утренние занятия начинаются в девять утра, вечерние – в четыре часа дня. Вечерние занятия удобны для детей, посещающих садик. В наших ближайших планах – начать сотрудничество с психологом и логопедом, а затаенная мечта – это музыкальные занятия по Карлу Орфу».

 

 

Камешек в свой огород

«У читателя может сложиться идеалистическое представление, будто дети у нас – как на подбор: дисциплинированные, доброжелательные, и все как один умеют концентрироваться и не мешать друг другу, – смеются педагоги. – Это не так: им еще многое предстоит пережить и понять. Например, они пока не умеют принимать подарки: с видом принцессы берут дар и не считают нужным сказать элементарное «Спасибо». Но благодарный человек более успешен в жизни. Дети приходят к нам с неумением выстраивать отношения. Знаете, как они разрешают свои конфликты? Пытаются вовлечь в них третью сторону – взрослого:

– А она первая залезла!

– А в чем проблема?

– Я хотела первой залезть.

– А «она» знает, что ты тоже хотела быть первой?

– Нет.

В результате длинного диалога дети сами (!) договариваются, что «первыми» будут по очереди.

Мы учим их правильно просить о помощи. Не «Я хочу пить», а «Дай мне, пожалуйста, стакан, я налью себе попить».

Мы учим их говорить о своих чувствах: «Ты пробежал, толкнул меня, мне больно и неприятно». Зачастую обидчик и не подозревает, что на него обиделись и за что! А ты обиделся и теперь сидишь в стороне один, так кому же хуже?!

Обратная связь нужна обеим сторонам: одному, чтобы потом бегать, не задевая детей на своем пути, другому – чтобы высказывать свои эмоции. Взрослые сами зачастую замалчивают свои чувства и эмоции, как же дети могут этому научиться? Взрослый в данных ситуациях сомнительный помощник: каждый человек позиционирует себя в обществе исключительно самостоятельно, и возраст здесь не имеет значения. Если мы говорим о подготовке к школе, то в любом коллективе важно уметь быть благодарным, решать конфликты конструктивно, уважать другого, озвучивать свои чувства. И мы понимаем: нам над этим работать и работать».

 

 

Кстати

Само название «Выше Радуги» имеет несколько значений: она многоцветна, в ней есть место не только тем семи краскам, которые мы знаем и видим, но и всем остальным переходным оттенкам. Так и в человеке есть множество граней и оттенков, стремлений и предпочтений, считают педагоги клуба. Одному нравится лимонный, другому сиреневый. Каждый может выбрать свое. А еще радуга появляется после грозы, и можно загадывать желание.

Монтессори-клуб «Выше Радуги»

Группы от 10 месяцев до 3 лет:
ул. Ворошилова, 12, а;
ул. Коммунаров, 28.

Группы от 3 до 6 лет:
ул. Ворошилова, 12,а.

монтессори-педагоги:
Олеся Астафьева: 8-908-058-01-79;
Елена Тихонова: 8-951-240-40-14.


Лия ЗАХАРОВА, специально для Cheldoctor.ru