Система Монтессори: такая увлекательная работа

Система Монтессори: такая увлекательная работа Источник: cheldoctor.ru

Каждый родитель мечтает, что сможет сделать для своего малыша все мыслимое и немыслимое, чтобы тот вырос самым умным, самым успешным, самым трудолюбивым человеком. Но вот как этого достичь – в современном изобилии учебных программ, методик и направлений так легко заблудиться и растеряться! Пожалуй, идеальным можно было бы назвать тот вариант, который бы учитывал интересы самого ребенка, позволил ему освоить все необходимые в жизни навыки и умения, при этом воспитал в нем такие важные качества личности, как усидчивость, опрятность, умение доводить любое начатое дело до конца.

Такие принципы и задачи лежат в основе монтессори-педагогики, и вот уже несколько лет подряд в Челябинске работают центры, с успехом применяющие ее в своей деятельности.

Сегодня мы беседуем с монтессори-педагогами Еленой Тихоновой, Олесей Астафьевой, Ольгой Чернокнижниковой.

Кто вас воспитывал?!

«Основное отличие в том, что это не только обучающая методика, но и воспитательная, – говорит монтессори-педагог Ольга Чернокнижникова. – Традиционные способы строятся на получении определенного объема знаний во время занятий, а потом ребенок приходит домой, остается предоставлен сам себе и все забывает. А для нас важно, чтобы ребенок изначально проявил самостоятельность. На наших занятиях он сам выбирает, чем хочет сегодня заняться, сам несет ответственность за свой выбор. И это не только выбор материала на занятиях, но и в последующем любой выбор в жизни. Другое проявление самостоятельности – мы учим ребенка, что он должен после занятия все за собой убрать: и игрушки, и весь материал, и если что-то пролил или просыпал, то обязательно научим ребенка, как это можно исправить. Навести порядок и чистоту не только на своем месте, но и в жизни, упорядочить тот ход вещей, которые у тебя есть, – согласитесь, очень важный навык, которым владеют немногие».

По большому счету, это позволит ребенку стать свободнее и уже не зависеть от взрослого, ориентироваться на себя самого. Ему уже не нужен будет контролер, который, стоя над душой, задергает напоминаниями: сделай то, сделай это, или будет осыпать упреками: ты не убрал, не навел порядок, сделал все не так. Когда маленький человек сам справляется со своими делами, убирает за собой весь использованный материал и именно так, как это требуется, он становится свободнее. Он уже не зависит от взрослого как физически, так и эмоционально: не нужна помощь, чтобы собрать разбросанные игрушки и освободить пространство для других игр, и с другой стороны, взрослый и ругаться не будет, выражая свое недовольство. Со временем это становится внутренней потребностью ребенка – соблюдать чистоту и порядок вокруг себя, доводить начатое дело до конца.


Система Монтессори: такая увлекательная работа

Требуются соратники


Пока малыш еще не достиг определенного возраста, ему трудно осознавать свои потребности и строить планы по совершенствованию своей личности. И запустить этот механизм могут только родители. Они должны быть готовы отказаться от традиционных представлений о своей миссии и вовлечься в новый и увлекательный процесс познания своего малыша. Остаться в стороне при системе монтессори не получится. И папа, и мама – активные участники процесса. Более того, им предстоит ощутить на себе все те изменения, которые неизбежно будут происходить во время обучения, и принять их.

«Самое главное – уважать и принимать ребенка таким, какой он есть, со всеми его внутренними задачами, талантами, устремлениями, – поясняет монтессори-педагог Елена Тихонова. – У нас есть некие заповеди родителей, в которых прописаны основные правила отношения родителей к ребенку. Мы говорим, что каждый маленький человечек – это прежде всего личность. Мы считаем, что каждый ребенок – это не сосуд, который надо наполнить чем попало, а некая искорка, именно ее взрослые должны превратить в пламя. И родители имеют огромное значение в этом процессе: либо они своим влиянием ее затушат, либо, наоборот, заставят ярко гореть. Погасить в ребенке его собственный свет очень просто – достаточно навязать те цели и задачи, которые преследует сам родитель, но которые для самого ребенка не имеют никакого значения. А вот помочь ему раскрыться – та цель, к которой должен стремиться монтессори-родитель».

Так получается, что люди активные и деятельные, если чего-то не успевают сделать в своей жизни, то все ожидания и нереализованные планы накладывают на своих детей. Малыш еще только родился, а папа мечтает, что он станет хоккеистом, мама – балериной, бабушка – инженером, а дедушка – президентом. Тем самым они подавляют тот росток индивидуальности, который есть в каждом ребенке. И постепенно сам малыш перестает понимать, чего он хочет, забывает свои желания и мечты, потому что привыкает к тому, что за него все решают взрослые. Это называется смена личности.

Метод Марии Монтессори основан на наблюдении. В этой системе родитель учится прежде всего не командовать, а наблюдать, контролировать свои эмоции и вовремя себя спросить, а точно ли я хочу сейчас «отдать приказ» или хочу понять, чем вызвано такое поведение ребенка, чему его нужно научить. Многие родители почему-то считают, что до определенного возраста ребенок не может иметь свободу выбора. В возрасте до шести лет ребенок очень восприимчив к окружающему миру. Он впитывает все, что дают ему родители. Они этим пользуются, принуждая ребенка к выполнению тех или иных действий без объяснений: делай так, как я сказал. Такие родители видят только себя в ребенке, как самостоятельную и самоценную личность они его не рассматривают.

Система Монтессори: такая увлекательная работаЗанимаясь в монтессори-группе, родители либо меняют свое отношение, отходят от старых позиций и принимают новый тип отношений с ребенком, либо выбирают другие виды обучения и воспитания.

Идеальных ни родителей, ни детей не бывает, но самое главное – иметь стремление создать эти перемены к лучшему как в своей жизни, так и в сознании малыша. Именно об этом пойдет речь на предварительном собеседовании. Педагоги расскажут, из чего и как будет строиться весь курс, а родителям предстоит сделать выбор, готовы ли они к переменам в своей жизни.

Посевная пора

Основной принцип монтессори-занятий – это партнерство. Малыш сам выбирает, какую работу он хочет сегодня выполнить. В комнате находится более ста дидактических материалов, и в зависимости от своих потребностей ребенок может сегодня выбрать лепку, а завтра переливание-пересыпание или найти занятие в сенсорной зоне или уголке творчества. В группе «от 0 до 3» рядом с малышом всегда присутствует мама, покажет, как правильно выполнить то или иное действие, подскажет, направит, пояснит. Кроме того, на занятии присутствует два педагога . Их задача – представить, или презентовать, тот или иной материал и внимательно наблюдать за действиями как самого малыша, так и его мамы.

В группе «от 3 до 6» принципы построения занятий остаются теми же, но мама рядом уже не присутствует. С учетом индивидуальных особенностей к трехлетнему возрасту каждый малыш вступает в пору так называемой социализации, когда ему необходимо начать строить отношения не только со взрослыми, но и другими детьми, как со своими сверстниками, так и с младшими или более старшими товарищами. Поэтому меняется и целевая направленность группы: не только получение новых навыков и знаний, но и способность находить общий язык, вовлекать в свой процесс, участвовать в совместном решении задач и многое другое, что пригодится ему во всей дальнейшей жизни. Партнерство и лидерство – две основные составляющие этого периода.

Задача педагога «от 3 до 6» все та же – наблюдать, но если ребенку нужна помощь в освоении того или иного вида деятельности, то он может предложить, представить, презентовать новый материал и способы работы с ним, но выбор снова за самим малышом.



Понедельник, вторник…Система Монтессори: такая увлекательная работа


Среда – это дидактический материал, определенным образом упорядоченный, и педагог, который не бросит ребенка одного в пучину этого изобилия. «Весь материал для занятий располагается по зонам: упражнения практической жизни – все те навыки, о которых взрослый человек уже не задумывается, а для малыша они составляют определенную трудность, в том числе навыки самообслуживания, – рассказывает монтессори-педагог Олеся Астафьева. – Есть зона манипулятивная, есть зона «причинно-следственные связи», сенсорная, зона речи и зона изобразительного творчества. А самая большая из них – двигательная. У растущего организма есть наиважнейшая потребность двигаться. Именно так малыши от 0 до 4, 5 лет познают мир, изучают его, общаются с ним, и для них очень важно восполнять эту потребность в наибольшей степени».

Кроме двигательной, все остальные зоны считаются интеллектуальными. И материал в них расположен не только по группам, но и по степени усложнения слева направо. Весь он размещается на низких стеллажах на расстоянии вытянутой руки, он доступен и готов к работе. Если для ее выполнения нужна вода, то она уже налита перед началом занятия, приготовлена тряпочка, чтобы после окончания работы протереть за собой стол. Если нужна будет фасоль, то она выложена в определенные мисочки. Все размещено на специальных подносах. Малыш берет его, несет на свое рабочее место и занимается своим делом. На занятии ребенок работает от начала и до конца, не отвлекаясь на другие какие-то моменты. Как выполнять то или иное действие, ему покажет либо мама, либо педагог. У каждого задания есть своя цель – косвенная или прямая. По его завершении малыш должен проверить себя, не пролил ли он что-то, не рассыпал ли. Если это произошло, то есть специальный стеллаж, на котором можно взять все необходимые вещи для уборки. Таким образом, по окончании работы все так же аккуратно возвращается на место, и само рабочее место содержится в порядке.

Система Монтессори: такая увлекательная работаСамо расположение материала уже способствует процессу обучения. Если ребенок проявляет интерес к какой-то определенной зоне и не покидает ее, то и маме, и педагогу легко предложить ему задания с нарастающим уровнем сложности. Чтобы ребенок полностью удовлетворил свой интерес и получил именно те навыки и знания, которые ему интересны. Если же наоборот, ребенок испытывает трудности, то нужно брать материал не справа, а слева, где меньше функций, где можно вернуться к начальному этапу и попробовать освоить задание с малого, постепенно, опять-таки его усложняя.

Еще один важный момент: весь материал имеет свое постоянное место. Всегда. Ребенок берет его с этого места и возвращает на это же место. И взрослый также ничего не меняет в расположении материалов.

Это правило обосновано и для жизни: сунешь вещь куда попало – потом ее не найдешь. По большому счету порядок – основа безопасности. Когда человек попадает в незнакомую среду, то для него очень важно, чтобы с каждым последующим визитом туда что-то оставалось неизменным. А для деток это тем более важно, потому что до определенного момента их мир ограничен только домом и самыми близкими людьми. И когда это пространство расширяется и появляются новые места его пребывания, новые люди, то в процессе знакомства и познания ему важно почувствовать стабильность и неизменность правил, расположения предметов и доброжелательность тех людей, с которыми ему предстоит общаться. Только так он начнет работать, когда его ничего не тревожит, не отвлекает, когда ему нестрашно и интересно.

 

Качество работы в группе зависит еще и от количества детей: чем больше, тем лучше, уверены специалисты. Возникают новые связи, новые отношения, новые интересы, новые ситуации. Дискомфорт, как правило, бывает у мамы, ей приходится быть внимательнее, сосредоточеннее. А ребенку, наоборот, так интереснее.
 

 
Рубикон в три годаСистема Монтессори: такая увлекательная работа


«Мамам мы советуем всегда начинать с группы «от 0 до 3», даже если ваш малыш уже старше по возрасту, – рекомендует Олеся Астафьева. – Основная задача в этот момент – освоить не предметы и задания, потому что к трем годам он все эти навыки уже получил, а «правила игры». Для начала привыкнуть, что все расположено на своих местах, узнать принятые в сообществе законы: все убирать на место, не мешать другим детям, быть настроенным на работу, а не баловство. Играть и двигаться ребенок может только в двигательной зоне, и это надо иметь ввиду. При этом педагоги наблюдают за малышом, и как только он начнет работать, маме будет рекомендовано перейти в следующую группу от 3до 6, что уже соответствует его интересам и возрасту».

«Есть практика, когда принимаем с восьми с половиной месяцев, и результат у этих малышей колоссальный, – делится своим опытом Елена Тихонова. – И постепенно мы приходим к тому, что если родитель готов принимать своего малыша таким, какой он есть, то и мы готовы работать с детками уже этого возраста. Но в основном пока у нас приходят малыши в год, в год и два, в год и три».

На следующий этап обучения, в группу «от 3 до 6», малыш перейдет не в день своего рождения, а по степени готовности, когда у него появится уже больший интерес, и «старого» пространства уже будет маловато. Когда он готов будет остаться один без мамы и начать уже подготовку к школе. Все группы разновозрастные, и старшие в них заботятся о младших, младшие тянутся за старшими ребятками, наблюдая, как они справляются с заданиями, как они общаются.

В группе «от 3 до 6» две задачи – социализация ребенка и обучение письму, чтению, математике, начиная от изучения цифр до умножения, деления и возведения в степень. И весь материал построен так, что ребенок легко и быстро осваивает премудрости математики, речи и письма. И чем раньше ребенок приходит, тем проще ему привыкнуть, адаптироваться. В четыре года ребенка труднее переключить с привычного образа жизни на тот, который предлагает система монтессори.

Система Монтессори: такая увлекательная работаЕсли он уже чем-то увлечен, то бывает порой сложно переориентировать его на другие виды деятельности. Если он предпочитает математику, то предложить, увлечь его письмом или чтением бывает затруднительно. В пять лет само обучение проходит легко, а вот процессы социализации, процессы воспитания происходят с большим трудом. Ребенок теряется в этих отношениях, ему сложно договариваться. А вот родители таких детей настроены решительно – подготовить ребенка к школе. И часто они стоят перед выбором: вот то, что у вас ребенок сам все выбирает, это хорошо, а вот в других центрах мне гарантируют, что научат его читать, писать и считать. Что же мне выбрать как родителю?

Гарантировать, что через две недели ребенок «зачитает», педагог-монтессори не может. А вдруг ребенок не готов еще? Вдруг ему пока не интересно чтение или математика? У каждого ребенка есть такой период особой чувствительности, особого интереса к тому или иному явлению в жизни, навыку. И если этот процесс еще не запущен, если ребенок не готов или, говоря проще, не созрел, то форсировать этот процесс, заставлять ребенка им заниматься против его воли и желания – значит загубить росток на корню. Принцип Монтессори – действовать в интересах ребенка, чтобы малышу самому было нужно и интересно освоить тот или иной навык.

«Если ребенок приходит к нам вовремя или хотя бы в три года, то к пяти годам он легко пишет, читает, считает, – уверяет Ольга Чернокнижникова. – Все этапы появления и удовлетворения своего интереса он проходит легко и просто».

А у монтессори-педагога есть свои маленькие секреты, как решать «нелюбимые» задачки. Когда он наблюдает за малышом, то уже точно знает, что тому нравится. Например, мальчишка любит машинки, а вот к написанию букв ручка еще не готова. Тогда малышу можно предложить раскрасить машинки или написать названия марок автомобилей.


Система Монтессори: такая увлекательная работаТаким образом, исходя из глубокого личного интереса самого малыша, педагог предлагает ему заняться тем самым нелюбимым делом, которое у него не очень-то пока получается. И дети охотно идут на это, как правило, не отказываются и с удовольствием начинают выписывать волшебные слова: «бампер», «капот», «диски», и постепенно приходит интерес и к такому, казалось бы, скучному занятию, как письмо. Маленький «нехочуха» видит результат, причем тот, который ему нравится, и уже буковки, палочки и крючочки не кажутся ему такими страшными и неодолимыми.

Все по-взрослому

Процесс обучения в монтессори-педагогике называется работой, хотя на самом деле для ребенка это игра. Принципиальное отличие от привычных игр в том, что все здесь не понарошку, а по-настоящему: в магазине настоящие деньги, настоящие ценники, настоящий товар. На кухне – настоящие, а не игрушечные кастрюли и сковородки. «Дети хотят быть такими же, как взрослые, а не как дети, поэтому им интересно все то, что делают папа и мама, все то, чем пользуются они, – вносит ясность Олеся Астафьева. – По большому счету в этом заключается основа выживания – перенять те навыки, которыми владеют старшие, чтобы стать самостоятельным. Именно эта мотивация и лежит в основе обучения и воспитания по системе монтессори. Обучение ребенка происходит на настоящем, а не кукольном материале, с помощью предметов реального быта. Они специально подобраны, они безопасны для ребенка, они ему интересны и полезны, они такие, как в жизни».


Система Монтессори: такая увлекательная работа
У игрушки всего одна – максимум две функции. Она яркая, нарядная, но праздник прошел, и она становится неинтересной. Бывают любимые игрушки, когда ребенок в них видит что-то свое, особенное, наделяет их собственным смыслом. Но в основном игрушки приходится со временем прятать, чтобы снова пробудить к ним интерес. А ребенку нужна работа, чтобы развиваться, расти, познавать все новое. Это его первоочередная задача и стремление.

«Родителей удивляет, с каким упорством их «полуторогодовастики» на занятиях буквально надраивают обычные морские ракушки, – улыбается Елена Тихонова. – Это довольно длительный процесс, состоящий из определенных и последовательных действий: ракушку надо намылить, потереть, ополоснуть, отнести в сушилку, потом вылить воду и все убрать за собой. Ребенок погружается в процесс, ему важно отработать навык до автоматизма, довести дело до конца. И он готов снова и снова повторять его, вводя в недоумение своих пап и мам. Наши ракушки просто сияют своими отмытыми боками!

Каждому ребенку требуется свой период времени, чтобы прийти к умению сосредотачиваться, концентрироваться, но в любом случае малыш делает это. Задача педагогов и родителей – не спугнуть этот процесс».

О скачиках


Система Монтессори: такая увлекательная работаИногда родители «пугают», что их гиперактивный ребенок не будет заниматься, а только носиться и все рушить. А давайте, говорят монтессори-педагоги, не будем рассуждать гипотетически и дадим шанс малышу попробовать и очутиться в другой для него реальности. И, как правило, попадая в эту питательную интересную среду, дети заворожено осматривают стеллажи, выбирают что-то и приступают к работе. Спустя какое-то время, педагоги спрашивают: «А не про этого ли мальчика, который с таким рвением и упорством осваивает науку счета, говорили нам, что он-то уж точно заниматься не будет?!» Когда ребенок находился в хаосе, где его пичкали развлечениями, мультиками, игрушками, при этом не давали заниматься работой, то он, понятное дело, не находил себе места и метался от одного к другому. Как только появилась благодатная почва, он сразу стал проявлять себя по-другому.

Нужно учитывать, что гиперактивность бывает двух разных видов: физиологическая, о которой сейчас не говорится, и педагогическая. У таких деток рассредоточено внимание, им трудно на чем-то сосредоточиться, а тут они попадают в такую среду, где всего так много. С таким подвижным, шустрым, неугомонным ребенком трудно всем: и педагогам, которые сбиваются с ног в поисках нужного подхода; маме, которая и так устала от него, да и тут приходится ползать за ним; другим деткам, потому что вокруг них постоянно находится вот этот скачущий мячик. Конечно, первые занятия – одно, два, максимум три – придется запастись терпением, но потом из состояния хаоса, когда ребенок все хватает, все хочет попробовать, он постепенно перейдет в рабочее состояние, когда процесс освоения чего-то нового будет увлекать его и заставлять сосредотачиваться.

Система Монтессори: такая увлекательная работаБолее того, система Монтессори таким живчикам и показана! Особая роль отводится маме, едины во мнении монтессори-педагоги. По окончании каждого занятия ей даются определенные рекомендации, следуя которым она помогает своему ребенку войти в рабочий ритм. Если, например, она чувствует, что сын или дочка «перегрелся», то она может увести малыша в двигательную зону, где все свои застоявшиеся физические силы ребенок может выплеснуть без ущерба для окружающих. А потом снова вернуться к работе. Или остаться там до конца, пока все не исчерпает, не наиграется. Такое тоже возможно.


Если же ребенок на занятиях так и не приступает к работе, то причина кроется только в отношениях. Мамам и папам таких малышей мы предлагаем посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, задаем наводящие вопросы, чтобы они сами могли заметить то, на что раньше не обращали внимания, и попробовать пересмотреть систему взаимоотношений в семье и с ребенком. Постараться найти истинную причину проблемы. Они сами, возможно, уже нечто такое подозревали, но когда это произносит другой человек, то проблема становится очевидной, и с ней уже что-то можно делать.


Лия ЗАХАРОВА, специально для Cheldoctor.ru
Фото Екатерины ГАЛКИНОЙ