Источник: cheldoctor.ru
Каждый родитель мечтает, что сможет сделать для своего малыша все мыслимое и немыслимое, чтобы тот вырос самым умным, самым успешным, самым трудолюбивым человеком. Но вот как этого достичь – в современном изобилии учебных программ, методик и направлений так легко заблудиться и растеряться! Пожалуй, идеальным можно было бы назвать тот вариант, который бы учитывал интересы самого ребенка, позволил ему освоить все необходимые в жизни навыки и умения, при этом воспитал в нем такие важные качества личности, как усидчивость, опрятность, умение доводить любое начатое дело до конца.
Такие принципы и задачи лежат в основе монтессори-педагогики, и вот уже несколько лет подряд в Челябинске работают центры, с успехом применяющие ее в своей деятельности.
Сегодня мы беседуем с монтессори-педагогами Еленой Тихоновой, Олесей Астафьевой, Ольгой Чернокнижниковой.
Кто вас воспитывал?!
«Основное отличие в том, что это не только обучающая методика, но и воспитательная, – говорит монтессори-педагог Ольга Чернокнижникова. – Традиционные способы строятся на получении определенного объема знаний во время занятий, а потом ребенок приходит домой, остается предоставлен сам себе и все забывает. А для нас важно, чтобы ребенок изначально проявил самостоятельность. На наших занятиях он сам выбирает, чем хочет сегодня заняться, сам несет ответственность за свой выбор. И это не только выбор материала на занятиях, но и в последующем любой выбор в жизни. Другое проявление самостоятельности – мы учим ребенка, что он должен после занятия все за собой убрать: и игрушки, и весь материал, и если что-то пролил или просыпал, то обязательно научим ребенка, как это можно исправить. Навести порядок и чистоту не только на своем месте, но и в жизни, упорядочить тот ход вещей, которые у тебя есть, – согласитесь, очень важный навык, которым владеют немногие».
По большому счету, это позволит ребенку стать свободнее и уже не зависеть от взрослого, ориентироваться на себя самого. Ему уже не нужен будет контролер, который, стоя над душой, задергает напоминаниями: сделай то, сделай это, или будет осыпать упреками: ты не убрал, не навел порядок, сделал все не так. Когда маленький человек сам справляется со своими делами, убирает за собой весь использованный материал и именно так, как это требуется, он становится свободнее. Он уже не зависит от взрослого как физически, так и эмоционально: не нужна помощь, чтобы собрать разбросанные игрушки и освободить пространство для других игр, и с другой стороны, взрослый и ругаться не будет, выражая свое недовольство. Со временем это становится внутренней потребностью ребенка – соблюдать чистоту и порядок вокруг себя, доводить начатое дело до конца.
Требуются соратники
Пока малыш еще не достиг определенного возраста, ему трудно осознавать свои потребности и строить планы по совершенствованию своей личности. И запустить этот механизм могут только родители. Они должны быть готовы отказаться от традиционных представлений о своей миссии и вовлечься в новый и увлекательный процесс познания своего малыша. Остаться в стороне при системе монтессори не получится. И папа, и мама – активные участники процесса. Более того, им предстоит ощутить на себе все те изменения, которые неизбежно будут происходить во время обучения, и принять их.
«Самое главное – уважать и принимать ребенка таким, какой он есть, со всеми его внутренними задачами, талантами, устремлениями, – поясняет монтессори-педагог Елена Тихонова. – У нас есть некие заповеди родителей, в которых прописаны основные правила отношения родителей к ребенку. Мы говорим, что каждый маленький человечек – это прежде всего личность. Мы считаем, что каждый ребенок – это не сосуд, который надо наполнить чем попало, а некая искорка, именно ее взрослые должны превратить в пламя. И родители имеют огромное значение в этом процессе: либо они своим влиянием ее затушат, либо, наоборот, заставят ярко гореть. Погасить в ребенке его собственный свет очень просто – достаточно навязать те цели и задачи, которые преследует сам родитель, но которые для самого ребенка не имеют никакого значения. А вот помочь ему раскрыться – та цель, к которой должен стремиться монтессори-родитель».
Так получается, что люди активные и деятельные, если чего-то не успевают сделать в своей жизни, то все ожидания и нереализованные планы накладывают на своих детей. Малыш еще только родился, а папа мечтает, что он станет хоккеистом, мама – балериной, бабушка – инженером, а дедушка – президентом. Тем самым они подавляют тот росток индивидуальности, который есть в каждом ребенке. И постепенно сам малыш перестает понимать, чего он хочет, забывает свои желания и мечты, потому что привыкает к тому, что за него все решают взрослые. Это называется смена личности.
Метод Марии Монтессори основан на наблюдении. В этой системе родитель учится прежде всего не командовать, а наблюдать, контролировать свои эмоции и вовремя себя спросить, а точно ли я хочу сейчас «отдать приказ» или хочу понять, чем вызвано такое поведение ребенка, чему его нужно научить. Многие родители почему-то считают, что до определенного возраста ребенок не может иметь свободу выбора. В возрасте до шести лет ребенок очень восприимчив к окружающему миру. Он впитывает все, что дают ему родители. Они этим пользуются, принуждая ребенка к выполнению тех или иных действий без объяснений: делай так, как я сказал. Такие родители видят только себя в ребенке, как самостоятельную и самоценную личность они его не рассматривают.Занимаясь в монтессори-группе, родители либо меняют свое отношение, отходят от старых позиций и принимают новый тип отношений с ребенком, либо выбирают другие виды обучения и воспитания.
Идеальных ни родителей, ни детей не бывает, но самое главное – иметь стремление создать эти перемены к лучшему как в своей жизни, так и в сознании малыша. Именно об этом пойдет речь на предварительном собеседовании. Педагоги расскажут, из чего и как будет строиться весь курс, а родителям предстоит сделать выбор, готовы ли они к переменам в своей жизни.
Посевная пора
Основной принцип монтессори-занятий – это партнерство. Малыш сам выбирает, какую работу он хочет сегодня выполнить. В комнате находится более ста дидактических материалов, и в зависимости от своих потребностей ребенок может сегодня выбрать лепку, а завтра переливание-пересыпание или найти занятие в сенсорной зоне или уголке творчества. В группе «от 0 до 3» рядом с малышом всегда присутствует мама, покажет, как правильно выполнить то или иное действие, подскажет, направит, пояснит. Кроме того, на занятии присутствует два педагога . Их задача – представить, или презентовать, тот или иной материал и внимательно наблюдать за действиями как самого малыша, так и его мамы.
В группе «от 3 до 6» принципы построения занятий остаются теми же, но мама рядом уже не присутствует. С учетом индивидуальных особенностей к трехлетнему возрасту каждый малыш вступает в пору так называемой социализации, когда ему необходимо начать строить отношения не только со взрослыми, но и другими детьми, как со своими сверстниками, так и с младшими или более старшими товарищами. Поэтому меняется и целевая направленность группы: не только получение новых навыков и знаний, но и способность находить общий язык, вовлекать в свой процесс, участвовать в совместном решении задач и многое другое, что пригодится ему во всей дальнейшей жизни. Партнерство и лидерство – две основные составляющие этого периода.
Задача педагога «от 3 до 6» все та же – наблюдать, но если ребенку нужна помощь в освоении того или иного вида деятельности, то он может предложить, представить, презентовать новый материал и способы работы с ним, но выбор снова за самим малышом.
Понедельник, вторник…
Среда – это дидактический материал, определенным образом упорядоченный, и педагог, который не бросит ребенка одного в пучину этого изобилия. «Весь материал для занятий располагается по зонам: упражнения практической жизни – все те навыки, о которых взрослый человек уже не задумывается, а для малыша они составляют определенную трудность, в том числе навыки самообслуживания, – рассказывает монтессори-педагог Олеся Астафьева. – Есть зона манипулятивная, есть зона «причинно-следственные связи», сенсорная, зона речи и зона изобразительного творчества. А самая большая из них – двигательная. У растущего организма есть наиважнейшая потребность двигаться. Именно так малыши от 0 до 4, 5 лет познают мир, изучают его, общаются с ним, и для них очень важно восполнять эту потребность в наибольшей степени».
Кроме двигательной, все остальные зоны считаются интеллектуальными. И материал в них расположен не только по группам, но и по степени усложнения слева направо. Весь он размещается на низких стеллажах на расстоянии вытянутой руки, он доступен и готов к работе. Если для ее выполнения нужна вода, то она уже налита перед началом занятия, приготовлена тряпочка, чтобы после окончания работы протереть за собой стол. Если нужна будет фасоль, то она выложена в определенные мисочки. Все размещено на специальных подносах. Малыш берет его, несет на свое рабочее место и занимается своим делом. На занятии ребенок работает от начала и до конца, не отвлекаясь на другие какие-то моменты. Как выполнять то или иное действие, ему покажет либо мама, либо педагог. У каждого задания есть своя цель – косвенная или прямая. По его завершении малыш должен проверить себя, не пролил ли он что-то, не рассыпал ли. Если это произошло, то есть специальный стеллаж, на котором можно взять все необходимые вещи для уборки. Таким образом, по окончании работы все так же аккуратно возвращается на место, и само рабочее место содержится в порядке.Само расположение материала уже способствует процессу обучения. Если ребенок проявляет интерес к какой-то определенной зоне и не покидает ее, то и маме, и педагогу легко предложить ему задания с нарастающим уровнем сложности. Чтобы ребенок полностью удовлетворил свой интерес и получил именно те навыки и знания, которые ему интересны. Если же наоборот, ребенок испытывает трудности, то нужно брать материал не справа, а слева, где меньше функций, где можно вернуться к начальному этапу и попробовать освоить задание с малого, постепенно, опять-таки его усложняя.
Еще один важный момент: весь материал имеет свое постоянное место. Всегда. Ребенок берет его с этого места и возвращает на это же место. И взрослый также ничего не меняет в расположении материалов.
Это правило обосновано и для жизни: сунешь вещь куда попало – потом ее не найдешь. По большому счету порядок – основа безопасности. Когда человек попадает в незнакомую среду, то для него очень важно, чтобы с каждым последующим визитом туда что-то оставалось неизменным. А для деток это тем более важно, потому что до определенного момента их мир ограничен только домом и самыми близкими людьми. И когда это пространство расширяется и появляются новые места его пребывания, новые люди, то в процессе знакомства и познания ему важно почувствовать стабильность и неизменность правил, расположения предметов и доброжелательность тех людей, с которыми ему предстоит общаться. Только так он начнет работать, когда его ничего не тревожит, не отвлекает, когда ему нестрашно и интересно.
Качество работы в группе зависит еще и от количества детей: чем больше, тем лучше, уверены специалисты. Возникают новые связи, новые отношения, новые интересы, новые ситуации. Дискомфорт, как правило, бывает у мамы, ей приходится быть внимательнее, сосредоточеннее. А ребенку, наоборот, так интереснее.
Рубикон в три года
«Мамам мы советуем всегда начинать с группы «от 0 до 3», даже если ваш малыш уже старше по возрасту, – рекомендует Олеся Астафьева. – Основная задача в этот момент – освоить не предметы и задания, потому что к трем годам он все эти навыки уже получил, а «правила игры». Для начала привыкнуть, что все расположено на своих местах, узнать принятые в сообществе законы: все убирать на место, не мешать другим детям, быть настроенным на работу, а не баловство. Играть и двигаться ребенок может только в двигательной зоне, и это надо иметь ввиду. При этом педагоги наблюдают за малышом, и как только он начнет работать, маме будет рекомендовано перейти в следующую группу от 3до 6, что уже соответствует его интересам и возрасту».
«Есть практика, когда принимаем с восьми с половиной месяцев, и результат у этих малышей колоссальный, – делится своим опытом Елена Тихонова. – И постепенно мы приходим к тому, что если родитель готов принимать своего малыша таким, какой он есть, то и мы готовы работать с детками уже этого возраста. Но в основном пока у нас приходят малыши в год, в год и два, в год и три».
На следующий этап обучения, в группу «от 3 до 6», малыш перейдет не в день своего рождения, а по степени готовности, когда у него появится уже больший интерес, и «старого» пространства уже будет маловато. Когда он готов будет остаться один без мамы и начать уже подготовку к школе. Все группы разновозрастные, и старшие в них заботятся о младших, младшие тянутся за старшими ребятками, наблюдая, как они справляются с заданиями, как они общаются.
В группе «от 3 до 6» две задачи – социализация ребенка и обучение письму, чтению, математике, начиная от изучения цифр до умножения, деления и возведения в степень. И весь материал построен так, что ребенок легко и быстро осваивает премудрости математики, речи и письма. И чем раньше ребенок приходит, тем проще ему привыкнуть, адаптироваться. В четыре года ребенка труднее переключить с привычного образа жизни на тот, который предлагает система монтессори.Если он уже чем-то увлечен, то бывает порой сложно переориентировать его на другие виды деятельности. Если он предпочитает математику, то предложить, увлечь его письмом или чтением бывает затруднительно. В пять лет само обучение проходит легко, а вот процессы социализации, процессы воспитания происходят с большим трудом. Ребенок теряется в этих отношениях, ему сложно договариваться. А вот родители таких детей настроены решительно – подготовить ребенка к школе. И часто они стоят перед выбором: вот то, что у вас ребенок сам все выбирает, это хорошо, а вот в других центрах мне гарантируют, что научат его читать, писать и считать. Что же мне выбрать как родителю?
Гарантировать, что через две недели ребенок «зачитает», педагог-монтессори не может. А вдруг ребенок не готов еще? Вдруг ему пока не интересно чтение или математика? У каждого ребенка есть такой период особой чувствительности, особого интереса к тому или иному явлению в жизни, навыку. И если этот процесс еще не запущен, если ребенок не готов или, говоря проще, не созрел, то форсировать этот процесс, заставлять ребенка им заниматься против его воли и желания – значит загубить росток на корню. Принцип Монтессори – действовать в интересах ребенка, чтобы малышу самому было нужно и интересно освоить тот или иной навык.
«Если ребенок приходит к нам вовремя или хотя бы в три года, то к пяти годам он легко пишет, читает, считает, – уверяет Ольга Чернокнижникова. – Все этапы появления и удовлетворения своего интереса он проходит легко и просто».
А у монтессори-педагога есть свои маленькие секреты, как решать «нелюбимые» задачки. Когда он наблюдает за малышом, то уже точно знает, что тому нравится. Например, мальчишка любит машинки, а вот к написанию букв ручка еще не готова. Тогда малышу можно предложить раскрасить машинки или написать названия марок автомобилей.Таким образом, исходя из глубокого личного интереса самого малыша, педагог предлагает ему заняться тем самым нелюбимым делом, которое у него не очень-то пока получается. И дети охотно идут на это, как правило, не отказываются и с удовольствием начинают выписывать волшебные слова: «бампер», «капот», «диски», и постепенно приходит интерес и к такому, казалось бы, скучному занятию, как письмо. Маленький «нехочуха» видит результат, причем тот, который ему нравится, и уже буковки, палочки и крючочки не кажутся ему такими страшными и неодолимыми.
Все по-взрослому
Процесс обучения в монтессори-педагогике называется работой, хотя на самом деле для ребенка это игра. Принципиальное отличие от привычных игр в том, что все здесь не понарошку, а по-настоящему: в магазине настоящие деньги, настоящие ценники, настоящий товар. На кухне – настоящие, а не игрушечные кастрюли и сковородки. «Дети хотят быть такими же, как взрослые, а не как дети, поэтому им интересно все то, что делают папа и мама, все то, чем пользуются они, – вносит ясность Олеся Астафьева. – По большому счету в этом заключается основа выживания – перенять те навыки, которыми владеют старшие, чтобы стать самостоятельным. Именно эта мотивация и лежит в основе обучения и воспитания по системе монтессори. Обучение ребенка происходит на настоящем, а не кукольном материале, с помощью предметов реального быта. Они специально подобраны, они безопасны для ребенка, они ему интересны и полезны, они такие, как в жизни».У игрушки всего одна – максимум две функции. Она яркая, нарядная, но праздник прошел, и она становится неинтересной. Бывают любимые игрушки, когда ребенок в них видит что-то свое, особенное, наделяет их собственным смыслом. Но в основном игрушки приходится со временем прятать, чтобы снова пробудить к ним интерес. А ребенку нужна работа, чтобы развиваться, расти, познавать все новое. Это его первоочередная задача и стремление.
«Родителей удивляет, с каким упорством их «полуторогодовастики» на занятиях буквально надраивают обычные морские ракушки, – улыбается Елена Тихонова. – Это довольно длительный процесс, состоящий из определенных и последовательных действий: ракушку надо намылить, потереть, ополоснуть, отнести в сушилку, потом вылить воду и все убрать за собой. Ребенок погружается в процесс, ему важно отработать навык до автоматизма, довести дело до конца. И он готов снова и снова повторять его, вводя в недоумение своих пап и мам. Наши ракушки просто сияют своими отмытыми боками!
Каждому ребенку требуется свой период времени, чтобы прийти к умению сосредотачиваться, концентрироваться, но в любом случае малыш делает это. Задача педагогов и родителей – не спугнуть этот процесс».
О скачикахИногда родители «пугают», что их гиперактивный ребенок не будет заниматься, а только носиться и все рушить. А давайте, говорят монтессори-педагоги, не будем рассуждать гипотетически и дадим шанс малышу попробовать и очутиться в другой для него реальности. И, как правило, попадая в эту питательную интересную среду, дети заворожено осматривают стеллажи, выбирают что-то и приступают к работе. Спустя какое-то время, педагоги спрашивают: «А не про этого ли мальчика, который с таким рвением и упорством осваивает науку счета, говорили нам, что он-то уж точно заниматься не будет?!» Когда ребенок находился в хаосе, где его пичкали развлечениями, мультиками, игрушками, при этом не давали заниматься работой, то он, понятное дело, не находил себе места и метался от одного к другому. Как только появилась благодатная почва, он сразу стал проявлять себя по-другому.
Нужно учитывать, что гиперактивность бывает двух разных видов: физиологическая, о которой сейчас не говорится, и педагогическая. У таких деток рассредоточено внимание, им трудно на чем-то сосредоточиться, а тут они попадают в такую среду, где всего так много. С таким подвижным, шустрым, неугомонным ребенком трудно всем: и педагогам, которые сбиваются с ног в поисках нужного подхода; маме, которая и так устала от него, да и тут приходится ползать за ним; другим деткам, потому что вокруг них постоянно находится вот этот скачущий мячик. Конечно, первые занятия – одно, два, максимум три – придется запастись терпением, но потом из состояния хаоса, когда ребенок все хватает, все хочет попробовать, он постепенно перейдет в рабочее состояние, когда процесс освоения чего-то нового будет увлекать его и заставлять сосредотачиваться.Более того, система Монтессори таким живчикам и показана! Особая роль отводится маме, едины во мнении монтессори-педагоги. По окончании каждого занятия ей даются определенные рекомендации, следуя которым она помогает своему ребенку войти в рабочий ритм. Если, например, она чувствует, что сын или дочка «перегрелся», то она может увести малыша в двигательную зону, где все свои застоявшиеся физические силы ребенок может выплеснуть без ущерба для окружающих. А потом снова вернуться к работе. Или остаться там до конца, пока все не исчерпает, не наиграется. Такое тоже возможно.
Если же ребенок на занятиях так и не приступает к работе, то причина кроется только в отношениях. Мамам и папам таких малышей мы предлагаем посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, задаем наводящие вопросы, чтобы они сами могли заметить то, на что раньше не обращали внимания, и попробовать пересмотреть систему взаимоотношений в семье и с ребенком. Постараться найти истинную причину проблемы. Они сами, возможно, уже нечто такое подозревали, но когда это произносит другой человек, то проблема становится очевидной, и с ней уже что-то можно делать.
Лия ЗАХАРОВА, специально для Cheldoctor.ru
Фото Екатерины ГАЛКИНОЙ