ДА ЗДРАВСТВУЕТ "ДА"!

   Сегодня любому монтессори-родителю совершенно ясно: самым важным периодом жизни человека является период с рождения до шести лет. "Потому что это время, когда формируется величайший инструмент человека - интеллект. И не только интеллект, но и вся совокупность его психических сил." (с. 35 "Впитывающий разум", М. Монтессори )
   Впитывающий разум ребенка запечатлевает все наши телодвижения, слова, настроения...  навсегда! Осознавая эти факты, любящий родитель особое внимание уделяет наблюдению своей речи.
   Речь взрослого несёт для ребенка очень много различных импульсов: здесь и энергетическая составляющая (громкость, темп, манера), и содержательная (о чём говорят), и эстетическая (как говорят). И есть еще очень важная характеристика содержания речи взрослого. Это -  соотношение отрицания и утверждения.
    Ведические каноны воспитания  предписывают нам исключать слово "нет" в отношениях с ребёнком, так как маленький человек не оснащён внутренней системой для принятия отрицания. Если ребёнок часто слышит: "Не делай этого, не трогай!", "Не туда!", "Нельзя! ", "Нет, нет, нет!", он обретает тенденцию прибегать к                                                                               насилию и сопротивлению.
  Родителям нужно по возможности соглашаться с желаниями ребёнка или стараться не создавать их, потому что даже взрослым людям трудно говорить себе "нет"!
   Замечено, что, если речь родителей меняется в сторону позитивности, утверждения, у детей прекращаются необоснованные вспышки гнева, капризность, плаксивость.
   Интересное замечание по данной теме мы находим у Марии Монтессори на страницах " Впитывающего разума" (с. 264-265): "Десять заповедей Ветхого Завета "Не убий", "Не укради"... представляют собой отрицание посредством закона, которое нужно было людям, поскольку они еще были тёмными, и разум их был смущён. Но в Новом Завете Христос, как и дети, даёт позитивные заповеди, такие, как "Любите врагов ваших" и, далее: "Когда мы говорим "не убий", мы концентрируем своё внимание на том зле, от которого хотим себя оградить, как если бы доброта была невозможна."
   Итак, становится понятно, что если мы хотим избежать нежелательного действия, проявления ребёнка, нужно, минуя запрет, отрицание, сразу дать ему направление для правильного действия: "Можно играть здесь!", "Смотри, этим мы занимаемся вот так ...", "Я вижу, ты хочешь...", "Можешь...", "Предлагаю…" И непременно нужно в начале утвердительной фразы называть ребёнка по имени и внимательно смотреть ему в глаза! И даже там, где  запрет ради безопасности ребенка необходим, речь все равно может оставаться позитивной и энергетически ёмкой: "Ваня!" (с побуждением остановки движения), "Стоп!", "Стой!"
    Конечно, в разных ситуациях мы можем вести себя по-разному - важен баланс в соотношении разных влияний. И если мы будем помнить, что в возрасте от 0 до 6 лет ребёнок глубоко и чувственно переживает Вселенную, Жизнь, что от качества этих переживаний зависит всё его дальнейшее мировосприятие, если мы будем своевременно обращаться к  потенциалу бесконечно мудрого и любящего родительского Сердца, тогда наши дети непременно будут Щедрым Источником Мира и Радости для всех, кто их окружает.