Почему нужна уборка в монтессори-классах?

 

    Многие родители очень часто спрашивают монтессори-педагогов: «Почему уборка материалов в системе Монтессори так необходима? Особенно в малом возрасте? Как малыш будет убирать материалы? Заставлять его, что ли? Может, проще самой маме убрать? Или ещё лучше, пусть этим займётся монтессори-педагог!».

  На эти вопросы отвечает действующий монтессори-педагог, главный идеолог и методист нашего педагогического коллектива, человек, прошедший миллионы семинаров, тренингов и обучений, а также по совместительству один из руководителей монтессори-клуба «Выше Радуги» Олеся Астафьева.

    "Один из принципов организации монтессори-класса − упорядоченная среда. Эта фраза означает, что каждый материал стоит на своём законном месте и не может быть перемещен в другое (за исключением случаев, когда на педсовете педагоги решают это сделать, тогда материалу присваивается другое постоянное место). Это формирует зону безопасности у ребёнка − он из раза в раз приходит и застает все ту же картину: одни и те же материалы стоят на одних и тех же местах. Долой "супермаркет" − ты всё знаешь и можешь совершать осознанный (в противовес хаотичному) выбор. 

   Все материалы после работы дети сами ставят на свои места, и очень важно, чтобы этот принцип соблюдался. Этим "убивается сразу несколько зайцев":
  1. Самое главное – это создание условий для формирования внутренней самодисциплины ребенка. Да, сначала ему нужно будет рассказать о том, что здесь принято самостоятельно убирать за собой. Потом − напоминать об этом. Но самоконтроль и автоматизм в уборке наступает очень скоро  − дети это правило схватывают влёт и выполняют с удовольствием, за исключением случаев, когда мама не научилась выставлять границы своему ребенку, и он любой повод использует для манипуляции ею. Отсюда пункт 2.
  2. Тестирование взаимных границ в паре «мама+ребёнок», и при необходимости − их коррекция. 
  3. Освоение первичных навыков алгоритмизации действий. Без уборки не будет в дальнейшем системной работы с материалом! Работа превращается в хаотичное метание от материала к материалу. Никогда не придёт глубина и сосредоточенность, потому что само существо ребёнка, напротив, хочет вырваться из окружающего его хаоса, упорядочить окружающую среду − но ему не помогут нащупать эту дорожку. Метание от материала к материалу (без уборки я имею в виду; я здесь не про естественный этап хаоса на пути ребенка к нормализации) только развращает ребёнка и подвергает угрозе стабильность его нервной системы. 
  4. Поддержание окружающей среды в порядке и эстетичном, красивом виде.
  5. Забота о других − ведь этим материалом ещё кто-то захочет поработать, и он расстроится, не найдя материал на месте или обнаружив его в неэстетичном виде (всё валяется на подносе, пролита вода...)
  6. Ребёнок усваивает один из основных навыков социализации − уважение к окружающим. Поработал − убери за собой, поел − убери за собой, съел конфетку − выкинь фантик в мусорку, а не на пол! Уважай труд других, уважай себя и свой труд. 
  7. Существует правила СОсуществования в любом обществе. И общество стабильно, если правила (законы!) работают одинаково для всех. Ребёнок учится принимать правила той группы, где он сейчас находится. Это потом помогает адаптироваться к коллективу садика, школы и вообще любому другому обществу, в которые предстоит попасть ребенку в дальнейшем. Уборка за собой − не единственное правило в монтессори-группах. Там небольшой свод правил - около 10-11, из них 3-4 касаются непосредственно поведения ребёнка в группе, и эти правила нужно до него доброжелательно, но уверенно доносить. 
    На самом деле, если родитель принял методику, то и дома у него то же самое начинает происходить, и проблемы вообще не возникает... 
   Дети − существа очень разумные! Если им объяснять, они все слышат и понимают. Как правило, мама сама находит слова, чтобы объяснить ребенку, почему необходимо убрать за собой. Иногда встречаются мамы, которые затрудняются это делать, и здесь варианта два: 
   а) мама всё понимает и принимает, но ещё не научилась эффективно взаимодействовать со своим ребёнком, тогда мама обращается за помощью к педагогу или нашему психологу. Как правило, при готовности мамы меняться достаточно рекомендаций и поддерживающих бесед с педагогом.
   б) мама в принципе не понимает и не принимает, зачем это нужно − убирать за собой самому. Тогда лучше отказаться от этой методики, потому что уборка за собой − это базис, без этого все занятия по Монтессори лишаются смысла. Не стоит тратить свои деньги, время и нервы свои и ребёнка. А он непременно почувствует этот дискомфорт, когда мама не принимает правило "Поработал − убери за собой", и как специально, ничего не будет за собой убирать, побуждая маму определиться со своей позицией.
   Подытожу так. Собственно, основная сложность для многих мам как раз в том и состоит, чтобы установить правильные, гармоничные, уважительные  взаимоотношения с собственным ребёнком. И именно это и есть основная миссия работы групп «0-3»! Без этой гармонии не будет качественного продвижения ребёнка в работе с материалом. Поэтому в монтессори приходят кто за чем (зачастую не осознавая даже своих истинных мотивов) − кто за непосредственно занятиями, а кто-то − за принятием собственного ребёнка и себя, выстраиванием границ и т.п.

   Можно относиться к занятиям формально. Но тогда зачем тратить столько времени и денег? Ведь за те же деньги здесь можно обрести глубину − просто нужно работать. В первую очередь (как обычно!) над собой."