Каждый родитель мечтает, что сможет сделать для своего малыша все мыслимое и немыслимое, чтобы тот вырос самым умным, самым успешным, самым трудолюбивым человеком. Но вот как этого достичь – в современном изобилии учебных программ, методик и направлений так легко заблудиться и растеряться! Пожалуй, идеальным можно было бы назвать тот вариант, который бы учитывал интересы самого ребенка, позволил ему освоить все необходимые в жизни навыки и умения, при этом воспитал в нем такие важные качества личности, как усидчивость, опрятность, умение доводить любое начатое дело до конца.
Такие принципы и задачи лежат в основе монтессори-педагогики, и вот уже несколько лет подряд в Челябинске работают центры, с успехом применяющие ее в своей деятельности.
Сегодня мы беседуем с монтессори-педагогами Еленой Тихоновой, Олесей Астафьевой, Ольгой Чернокнижниковой.
Как вы думаете, чего больше всего на свете жаждет малыш? Не поверите – работать. Нет-нет, отодвиньте в сторону ваши «взрослые» представления о ежедневном заколачивании денежных знаков. Дети работают не меньше нас, взрослых, но иначе. Представьте, как это непросто, но интересно – познавать огромный мир вокруг себя! Узнать, почему вода в стакане мокрая, а мыло скользкое, куда прячется солнце и утекает песок, зачем нужен совок и метелка, как правильно забить гвоздь и сделать украшение в подарок другу – это и есть самый увлекательный и радостный труд для нового человечка. Как помочь ребенку не растерять это живое любопытство, сохранить способность удивляться и радоваться всему новому в сознательном возрасте? Ответы на эти вопросы знают монтессори-педагоги Олеся Астафьева и Елена Тихонова, работающие с детьми разных возрастов в монтессори-клубе «Выше Радуги».
Кстати, если уж говорить о знаниях – чему бы вам хотелось научить ребенка до школы? А в школе? А после школы что ему пригодится из выученного, знаете? Первоклашки уже корпят за учебниками и тетрадками, но вашему ребенку еще только пять или шесть лет. Или даже четыре. Всего пять или уже пять? Нужно ли его чему-нибудь «перед школой» научить или нет? Какие навыки понадобятся ему в первом классе?
Ирина Исаева, председатель Межрегиональной Монтессори Ассоциации, магистр Монтессори в России с дипломом АМИ от 0 до 6 лет, рассказала "Летидору" о том, что такое педагогика Монтессори сегодня, кому подходит эта система, и в чем ее особенности, а также развеяла самые распространенные мифы об этой педагогической системе в России.
О запрете на Монтессори
Запрет на развитие педагогики Марии Монтессори в 20 веке коснулся всех стран, где пропагандировались тоталитаризм и диктатура: и в Италии, и в Испании, и в России. До Октябрьской революции в России система Монтессори была довольно прогрессивной мыслью. Это было время расцвета образования, и изменения происходили во всей образовательной сфере. Педагогика Монтессори легла на плодородную почву, удобренную различными гуманистическими идеями в образовании, витавшими тогда в воздухе. В России пионером Монтессори стала педагог-гуманист Юлия Фаусек, она открыла первый детский сад Монтессори в Санкт-Петербурге.
Юлия Фаусек И сама педагогика, и детские сады, которые открывала Юлия Фаусек, вызвали серьезный резонанс среди профессионалов, и даже Надежда Крупская была одной из тех, кто готов был рассмотреть идею широкой доступности педагогики Монтессори для большего количества детей. ... [Читать далее]
Об отличии педагогики Монтессори Сейчас более 20 000 школ во всем мире применяют метод Монтессори в работе с детьми с рождения до 18 лет. За более чем 100 лет существования системы Монтессори миллионы родителей во всем мире выбрали этот подход к образованию для своих детей, инициируя создание тысяч школ. Это, в свою очередь, означает, что существует устойчивый социальный запрос на смену парадигмы в системе образования. Ключевое отличие системы Монтессори в том...
О преимуществах системы Монтессори Монтессори – это единственная цельная педагогическая система. Это не просто способ обучения ребенка чтению или тому, как нужно одеваться, или даже мыслить, решать задачи или делать выбор ...
О мифах тепличных условий Меня часто спрашивают: в ваших садах ребенок находится в тепличных условиях, а потом он приходит в обычную школу, вписывается ли он в новые условия? Отвечу так....
О ФГОСах и Монтессори С 1 января 2014 года все дошкольные учреждения перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). У многих коллег сложилось понимание, что среди его составителей был кто-то хорошо знакомый с методикой Монтессори....
О Монтессори и планшетах Ребенок до 6 лет находится в стадии впитывающего сознания, и в этот период в его мозге происходит активное создание нейронных связей. Дети, особенно до 3 лет - “конкретные” мыслители, чем больше ребенка окружает реального и настоящего, тем это полезнее для него....
Сегодня любому монтессори-родителю совершенно ясно: самым важным периодом жизни человека является период с рождения до шести лет. "Потому что это время, когда формируется величайший инструмент человека - интеллект. И не только интеллект, но и вся совокупность его психических сил." (с. 35 "Впитывающий разум", М. Монтессори )
«И вас, и меня ребёнок пленил своей внутренней красотой и скрытой в нем тайной. Я имею в виду дитя — не только как конкретное очаровательное существо, которого мы все любим, а дитя в символическом понимании, как существо, в котором скрыта тайна, которая никогда не будет полностью постигнута, и поэтому мы всегда будем тянуться к детям...
Ребёнок — это высшая инстанция; взрослый должен соответствовать требованиям этой инстанции, если он хочет совершенствовать себя как личность».
Рубрику ведёт Елена Анатольевна Шпунтова, психолог высшей категории, заслуженный работник системы образования России.
«Мы знаем, как находить жемчуг в устричных раковинах, золото в горах и уголь в недрах земли, но не знаем о духовных сокровищах, которые скрывает в себе ребенок, когда вступает в наш мир, чтобы дать новый импульс человечеству».
М. Монтессори
«Если работа человека на земле связана с его духом, с его творческим разумом, тогда его дух и его разум должны стать точкой опоры его существования и всех трудов его тела. Вокруг этой точки организуются поведение человека и даже его физическое строение. Развитие человека осуществляется внутри определенного духовного пространства».
М. Монтессори
Что же это за духовные сокровища, духовное пространство, на которые так часто обращает наше внимание Мария Монтессори в своих трудах, и можно ли его как-то потрогать,чтобы понять природу этого явления? Да!!! Мы можем соприкасаться с духовной природой ребенка каждый день. Нужно только... заглянуть в его глаза!
Глаза ребенка... Светлые, лучистые, радостные и нежные. Восторженные, широко распахнутые, всепоглощающие, расплескивающие свой чудесный блеск повсюду! Это они дарят нам незабываемые моменты истинного счастья и самого изысканного наслаждения!
Когда мы пристально смотрим в глаза ребенку, происходит что-то необъяснимое, но очень важное, сокровенное.Это — священный процесс, это — встреча наших душ. Происходит обмен информацией и энергией на очень глубоком психическом уровне. Внутренний мир маленького ребенка свободен от всех тягот взрослого мира, поэтому мы всегда переживаем радость и любовь рядом с малышом.
Но наступает время, когда в наших отношениях становится все больше недовольства и усталости. Ребенок растет, впитывает энергии, проблемы этого мира, проявляется его характер, и все чаще взрослые жалуются на своих любимых чад: «Он меня совсем не слышит!», «Она все время кричит!», «Делает все наоборот!»... и наконец: «Я не знаю, что мне делать...»
Да, родителям сейчас приходится непросто, ведь современные малыши — непростые дети. Они — новое поколение людей, которым предстоит решать очень серьезные жизненные задачи. Именно поэтому они обладают таким сильным характером. Эти дети — наша надежда и, без преувеличения, наше спасение.
Очевидно, что наши старые методы воздействия и управления не работают в отношениях с новыми детьми!
Что же делать?
Как это ни странно, очень простые вещи: смотреть почаще в свои глаза!
Какие они: тёплые и лучистые или холодные и колючие? Что я излучаю? Ясность, радость, уверенность или смятение, тревогу и недовольство? Как только зеркало поможет нам увидеть,что есть сейчас, в тот же миг начнется чудесная трансформация состояния. Глубоко успокоившись, мы будем готовы к следующему шагу: посадить ребёнка к себе на колени, взять его за обе руки, ладошка в ладошку, и... пристально посмотреть в глаза друг другу!
Дело в том, что глаза, руки и сердце человека связаны между собой энергетической нитью.Установление эмоционального контакта с ребенком в этом пласте — очень сильное средство влияния на его состояние и поведение. Встретившись таким образом в духовном пласте, мы можем уловить настроение ребенка и понять его не умом, но всем сердцем! После чего решение каких-то внешних актуальных вопросов становится очень легким и неожиданно свежим! Отношения с ребенком перестают быть монотонной борьбой, а превращаются в удивительный праздник жизни!!!
«Мы знаем, как находить жемчуг в устричных раковинах, золото в горах и уголь в недрах земли, но не знаем о духовных сокровищах, которые скрывает в себе ребенок, когда вступает в наш мир, чтобы дать новый импульс человечеству».
М. Монтессори
«Если работа человека на земле связана с его духом, с его творческим разумом, тогда его дух и его разум должны стать точкой опоры его существования и всех трудов его тела. Вокруг этой точки организуются поведение человека и даже его физическое строение. Развитие человека осуществляется внутри определенного духовного пространства».
Очень часто монтессори-педагогам можно слышать от мам, которые говорят своему ребёнку, который находится в двигательной зоне: «Ну хватит играть, пошли заниматься!». Многие взрослые, прослушав обучающий семинар и хорошо запомнив, что говорили педагоги, мужественно молчат и ждут, пока их ребёнок наиграется. Но весь их вид говорит о том, что «пора бы уже заняться чем-нибудь полезным».
Многие родители очень часто спрашивают монтессори-педагогов: «Почему уборка материалов в системе Монтессори так необходима? Особенно в малом возрасте? Как малыш будет убирать материалы? Заставлять его, что ли? Может, проще самой маме убрать? Или ещё лучше, пусть этим займётся монтессори-педагог!».
На эти вопросы отвечает действующий монтессори-педагог, главный идеолог и методист нашего педагогического коллектива, человек, прошедший миллионы семинаров, тренингов и обучений, а также по совместительству один из руководителей монтессори-клуба «Выше Радуги» Олеся Астафьева.